Пурпурное свечение освещает сложенные друг на друга ящики, в которых вскоре прорастут салат, зелень и капуста, на одной из крупнейших в ЕС «вертикальных ферм», накануне открывшаяся в промзоне Копенгагена, сообщает портал Techxplore.com.
Четырнадцать ярусов стеллажей возвышаются от пола до потолка в массивном ангаре площадью 7 тысяч квадратных метров, который используется датским стартапом Nordic Harvest. Урожай, выращиваемый здесь, будет собираться 15 раз в год, несмотря на то, что здесь нет ни открытой почвы, ни дневного света. Стеллажи круглосуточно освещают 20 000 специализированных светодиодных светильников. На этой футуристической ферме маленькие роботы доставляют лотки с семенами от прохода к проходу.
Большие алюминиевые ящики пока в основном пусты, но скоро в них будут расти салат и другая листовая зелень. Около 200 тонн продукции планируется собрать в первом квартале 2021 года и почти 1 тысячу тонн ежегодно, когда ферма выйдет на полную мощность к концу 2021 года, объясняет Андерс Риманн, основатель и исполнительный директор Nordic Harvest. Это сделает склад Taastrup одной из крупнейших вертикальных ферм Европы.
Неудивительно, что эти городские объекты были прохладно встречены сельскими фермерами, которые ставили под сомнение их способность прокормить планету и критиковали их за якобы высокое потребление электроэнергии. Но Риман подчеркивает экологические преимущества своей фермы – выращивание продукции вблизи потребителей и использование экологически чистой электроэнергии.
«Вертикальная ферма не наносит вреда окружающей среде за счет повторного использования всей воды, питательных веществ и удобрений», – говорит Риманн, который не использует пестициды. В Дании, мировом лидере ветряных электростанций, около 40 процентов электроэнергии производится за счет ветра. «В нашем случае мы на 100% используем энергию ветряных мельниц, что делает нас свободными от выбросов CO2», – добавляет он.
Хотя он не стал раскрывать, сколько стоит счет за электроэнергию Nordic Harvest, он сказал, что электроэнергия поставляется с «сертификатами ветра», зарегистрированными на Датской товарной бирже. Эти юридические документы гарантируют, что «количество электроэнергии, потребляемой вами в течение одного года, эквивалентно электроэнергии, произведенной пронумерованными ветряными мельницами на море».
Медленный старт в Европе
Впервые появившись около десяти лет назад, вертикальные фермы получили распространение в Азии и Соединенных Штатах, где расположены крупнейшие из них в мире. Идея постепенно начала приживаться в Европе. По словам Римана, городское земледелие может даже позволить лесовосстановление земель, используемых для выращивания отдельных культур. «Мы уничтожили леса, чтобы иметь поля», – сетует он, отмечая, что теперь такие фермеры, как он, смогут вернуть «часть производства продуктов питания обратно в города», где можно будет выращивать продукцию на гораздо меньшем по площади пространстве, но оптимизированным по высоте. По его словам, данная ферма использует один литр воды на килограмм продукции, что в 40 раз меньше, чем на подземных фермах, и в 250 раз меньше, чем на полях.
Имена его клиентов остаются конфиденциальными, но в их число входят предприятия общественного питания, рестораны и даже супермаркеты. Согласно опросу, проведенному Союзом фермеров Дании, 95% датчан готовы изменить свое потребительское поведение, чтобы защитить окружающую среду. Однако продукция Nordic Harvest не считается органической. «Регламент ЕС требует, чтобы слово «органический» было связано со словом «почва», поэтому, если вы исключите почву из уравнения, вы больше не сможете называть ее органической», – говорит он. Но «мы выращиваем на тех же условиях, что и органические: мы не используем пестициды и инсектициды».
Между тем, профессор сельского хозяйства Орхусского университета Карл-Отто Оттосен отмечает, что Дания «не имеет проблем с пространством», а такие компании, как Riemann, в значительной степени являются новинкой, которая не угрожает датским сельскохозяйственным традициям. «Это работает в Японии или Шанхае, где нет места для ведения сельского хозяйства и где нужна качественная продукция», – говорит он. Но, несмотря на то, что показывают опросы, Оттосен настаивает, что датчане по-прежнему более склонны покупать продукты, основываясь на «цене, а не вкусе».