Ученые выяснили, что в случае с пожилыми людьми самым многообещающим является многокомпонентное обучение, которое сочетает в себе развитие и укрепление основных когнитивных способностей человека, сообщается в статье на портале Мedicalxpress.com.
В наше время все больше и больше людей доживают до преклонного возраста, и поэтому все острее встает проблема сохранения умственных способностей на достаточном уровне, так как в конце жизни мозг человека подвергается процессам нейродегенерации. Исследователи из Университета Техаса в Центре жизненного долголетия Далласа (CVL) провели широкомасштабный анализ преимуществ нескольких типов тренировок для пожилых людей (здоровых и уже имеющих легкие когнитивные нарушения), выявив наиболее удачные из них. Был также проведен метаанализ 215 научных работ на эту тему, из которых 167 издавались в специализированных журналах. Это позволило установить, что даже в зрелом возрасте мозг человека имеет пластичность и способность восстанавливать некоторые основные характеристики, такие как скорость обработки данных, исполнительные функции и объем рабочей памяти.
Результаты исследования подтверждают преимущества когнитивного обучения, хотя и ограниченного конкретными учебными модулями: те, кто прошел какой-либо тип обучения, превзошли показатели контрольных групп по когнитивным тестам в ходе проверки. Одним из ключевых выводов было то, что когнитивные тренировки значительно улучшают выполнение повседневных задач пожилыми людьми, что, в свою очередь, может обеспечить дополнительные годы независимости и потенциально отсрочить начало деменции.
Были проанализированы две модели – однокомпонентная и многокомпонентная, которая позволяет получить эффект переноса обучения на улучшение несвязанных функций. К примеру, полученное в ходе обучения умение играть в компьютерные игры может улучшить навык вождения автомобиля, также существуют и другие подобные невидимые на первый взгляд связи. Однокомпонентные модели улучшают лишь одну функцию, к примеру, развивают кратковременную память, но и эта модель показала значительные успехи у пожилых добровольцев.
Основным плюсом называется возможность проводить когнитивные тренировки даже дома, не обращая внимание на физическое состояние пожилого человека. Лучшей же методикой признали многокомпонентное обучение, которое ставит основной целью улучшить когнитивные навыки, а в процессе будут улучшены многие другие аспекты жизни пожилого человека.