Адаптация АКПП. Зачем она нужна?

Адаптация коробки-автомат требуется для многих легковых транспортных средств после капремонта узла АКПП, замены регуляторов и других деталей, перед запуском в эксплуатацию нулевой машины. Понятие включает настройку основных параметров. А также эта процедура направлена на оптимизацию рабочих режимов, улучшение функционирования узла. Однако важно знать, что адаптация АКПП не заменяет собой ремонт коробки. В большинстве своём она только улучшает её работу, но если проблема заключается непосредственно в самом узле, то через время она вновь проявится, может повлечь более серьёзные неполадки в системе.

Подробнее о процедуре

Главная особенность адаптации коробки в том, что при настройке выставляются определённые величины. Подбираются они с учётом оптимальной наладки рабочих параметров. То есть, при настройке определяется лучшее положение разных систем в узле, которое может обеспечить слаженное и чёткое функционирование коробки-автомат. В этом и заключается суть процедуры. В случае проведения ремонта все параметры сбрасываются, а после устранения неполадки выставляются вновь. Но не по старым величинам, а подбираются индивидуально с учётом общего состояния авто на текущий момент.

По сути, эти адаптивные параметры являются переменными данными. Их изменением можно корректировать работу АКПП с учётом степени изношенности трансмиссии на определённый момент времени. К примеру, когда показатель давления масла в коробке опустился ниже допустимой отметки, то узел сам регулирует работу таким образом, чтобы она соответствовала параметру технической жидкости.

Особенности выполнения процедуры

Стоит понимать, что адаптация коробки после устранения неполадок или на новом авто – это комплексное мероприятие, которое влечёт определённые технические операции, выполняемые последовательно. Делается процедура для обычного (штатного) и спортивного режима. В первом случае можно обойтись без помощи специалиста. Выполняют настройку при заглушённом моторе, но при включённом зажигании. АКПП требуется выставить парковочное положение, во время корректировки также следует одновременно удерживать педаль газа и тормоза на протяжении 20 секунд. Через 1 секунду процедуру повторить, а после этого включить зажигание.

В спортивном режиме адаптация проводится примерно по такому же принципу. Отличие заключается в том, что, отпустив педали газа и тормоза, требуется заново нажать на обе без интервала ожидания в 1 секунду, то есть, сразу.

Сброс величин

При проведении ремонта или для установки параметров корректировки заново следует сбить старые настройки. Сбрасывают величины только после ремонта коробки или когда она работает некорректно. Причиной такого поведения обычно является сбой установленных адаптивных величин.

Интересно: чаще всего проблемой, из-за которой АКПП начинает вести себя неадекватно, являются физические дефекты и повреждения трансмиссии.

Делается сброс тоже с определённой последовательностью:

  • прогрев двигателя до показателя рабочей температуры;
  • остановка мотора на 5 секунд. Повторная попытка запуска;
  • доведение оборотов до 2500–3000 в минуту;
  • удерживание тормоза при поочерёдном включении скоростей;
  • плавное движение и разгон до 40 км/ч (на протяжении 1 мин). Далее – сброс газа и постепенная остановка;
  • выключение/включение двигателя;
  • новый разгон до 80 км на 1 мин и торможение;
  • остановка/запуск мотора.

После поочерёдного выполнения этих операций следует продолжать движение на протяжении 20 минут, но уже на разном ускорении: разгон до 40, потом до 80 км/ч, езда по прямой и на постоянной скорости. Следующий этап – удаление остатков масла из коробки. Потом опять проехать 10–20 км, но следить, чтобы не было большой нагрузки на двигатель. Возможно, потребуется долив масла. Поэтому после выполнения всех циклов настройки нужно его проверить (горячий уровень при температуре АКПП – от 60 до 80 градусов).

Важно: основной рекомендацией при этом является запрет делать сброс установленных параметров просто так. Для авто, пробег которых уже превысил 150 тыс. км, подобный ход может вскоре повлечь поломку коробки.

Источник: сайт transcom-at.ru