На сегодняшний день Министерством здравоохранения РФ предъявляются четкие требования к МИС – медицинским информационным системам, а конкретнее – к их функциональности относительно сохранения первичной информации, автоматизации лечебно-диагностического процесса, а также развертывания электронной медицинской карты пациента и персонифицированного учета оказанной медпомощи.
Основатель телемедицинского сервиса «Смарт-технологии» Елена Кожина сделала обзор рынка медицинских информационных систем на основе продуктов, сервисов и решений 30 компаний, которые предлагают свои услуги.
– Елена, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как проходило исследование?
- Здравствуйте! Информация относительно модульного состава МИС, представленного на рынке, получена нами из открытых источников. Модули представлены с сохранением логики уровней развития МИС МО рекомендаций Минздрава (минимальная, базовая и расширенная функциональность). Каждый последующий уровень включает функционал предыдущего. Внутри структуры функционала учтены два статуса возможностей: обязательный и рекомендуемый.
– По результатам исследования, к каким выводам пришла компания?
- Основной вывод, который мы сделали, заключается в том, что рекомендации Минздрава отражают фактическое состояние рынка и соответствуют актуальному рыночному предложению. Другими словами, активные игроки, разработчики и интегратор медицинских информационных систем в состоянии реализовать заявленные рекомендации, а по некоторым модулям вполне способны превзойти их. Результаты обзора рынка МИС представлены в виде корпуса условной МИС в трех вариантах.
Корпус «А» – это МИС в разрезе распределенных модулей, существующих в настоящий момент на рынке и доступных для внедрения в медицинскую организацию.
Корпус «В» – это рекомендации Минздрава к функциональности МИС (центральной и региональной).
Корпус «С» – это соотнесение рыночной ситуации и рекомендаций Минздрава в распределенном виде.
– Расскажите поподробнее, что входит в каждый корпус, по каким критериям распределены ИС?
-Архитектура корпуса состоит из трех частей: фронт-, мидл- и бэк-офисы. Такая архитектура обусловлена пациентоориентированностью процесса оказания медицинской услуги и выдержана в логике «клиентского пути» с момента привлечения пациента и до момента учета платежа за оказанные ему услуги/
– Можно поподробнее о Бэк-офисе. Как мы понимаем, это самые базовые единицы медицинского рынка (клиники, больницы), ведь они контактирует с множеством других участников системы здравоохранения? Эта часть учитывает жизненно-необходимые учетные данные?
- Все верно. Бэк-офис включает в себя все модули МИС, выполняющие задачи учета проведенных платежей, взаиморасчетов с контрагентами, страховыми компаниями, поставщиками оборудования, лекарств, парафармации, расходных материалов, других товаров и дополнительных услуг. Большая часть задач, которые выполняют модули бэк-офиса, носит бухгалтерско-налоговый, регуляторный, кадровый и общеучетный характер. В бэк-офис вошли модули учета материалов, складского учета, статистики, модуль «Аптека», финансовый модуль и другие.
– Сколько может стоить внедрение полной информационной системы для средней клиники штатом 100 человек?
- Это наиболее сложная и дорогая для интеграции или замещения в медицинском учреждении часть МИС. Некоторые поставщики МИС при интеграции своего решения стараются не затрагивать эту часть вовсе. К примеру, интеграция МИС в клинику из 100 рабочих кабинетов может уложиться в 2-3 миллиона рублей, но этот бюджет не включает перенос и интеграцию бэк-офисных данных или включает только ее незначительные элементы. Стоимость интеграции бэк-офисных данных сопоставима со стоимостью всей интеграции новой МИС.
– Возвращаясь к архитектуре корпуса, какие операции учитывает часть мидл-офис? И к каким результатам для клиники может привести ее интеграция?
- Мидл-офис – это модули, которые обслуживают процесс оказания услуги – саму медицинскую услугу, формирование направлений, назначения, сбор и учет анамнеза, интеграцию различных радиологических информационных систем, данных исследований МРТ, КТ, УЗИ и прочие результаты. Это та часть, которая составляет ядро электронной карты пациента и частично распространяется на фронт- и бэк-офисы. Модули, входящие в группу мидл-офиса, быстро развиваются с точки зрения, как наращивания нового функционала, так и расширения интероперабельности накапливаемых данных.
– Насколько мы знаем, Минздрав в своих рекомендациях уделил особенное внимание этой теме?
- Да, рекомендации Министерства здравоохранения наиболее детально описывают именно эту составляющую, раскладывают функционал электронной карты пациента на характеристики. Такой фокус не только вполне соответствует рыночному тренду, но и задает стандарты и направления дальнейшего развития модуля электронной медицинской карты пациента (ЭМКП) на рынке. Сама ЭМКП становится одним из заметных драйверов не только рынка МИС, но и новой отрасли – телемедицины.
– Вопрос о внедрении в практику телемедицинских технологий поднимается все чаще и чаще и однозначно становится восходящим трендом в России. Связана ли работа данного сектора с заключительной частью – фронт-офисом? Как мы понимаем, это информационная система, которая регулирует внутреннюю коммуникацию клиники с пациентами?
- Безусловно, эти два понятия следуют друг за другом. Фронт-офисная группа модулей МИС – это модули, которые выполняют задачи учета и управления контактами с пациентами и клиентами (для коммерческого сектора медицины). Центр тяжести в этой группе лежит в области коммуникационных технологий и стандартов коммуникационной активности МО. Это точка зарождения телемедицины в формате врач – пациент. Коммуникации охватывают различных субъектов – страховые компании, аптеки, лаборатории, партнерские организации, конечно, пациентов и потенциальных пациентов. В настоящее время коммерческий сектор медицины довольно активно развивает фронт-офисные компетенции. На фоне возросшей за последние 2 года конкуренции, примерно одинакового на рынке клиник (в сегменте коммерческих многопрофильных клиник) уровня среднего чека визита, а также среднего чека первичного приема пациента эта активность логична. Примерно стандартный набор наиболее востребованных у населения услуг в многопрофильных медицинских центрах укрепляет тренд растущей важности эффективной коммуникации с пациентом.
– А как обстоит дело на рынке так называемых «нишевых клиник»?
- На рынке специализированных медицинских организаций и медицинских организаций, ориентированных на определенные слои населения, картина иная. Клиники привлекают и удерживают пациентов за счет уникального конкурентного преимущества, редкой услуги или другого особого предложения. Если такого предложения у клиники нет, она, как правило, переходит в статус многопрофильной.
– Нам известно, что во фронт-офисную группу входят специализированные модули. Расскажите о них поподробнее.
- Во фронт-офисную группу вошли модули «Регистратура», «Расписание приема», «Оказание скорой помощи», «Вызов врача на дом», модули контакт-центров, администраторов и другие.
Некоторые модули МИС являются сквозными и сопровождают весь «клиентский путь». Это обусловлено тем, что группы клиентов, на которых они направлены, предполагают свои стандарты обслуживания и лечения. Сквозными, к примеру, являются перинатальный модуль, модуль стоматологии и довольно редкий модуль переливания крови.
– Как на Ваш взгляд будет развиваться рынок информационных систем в дальнейшем?
- В качестве основных точек роста рынка можно обозначить: развитие телерадиологии (подсистема «Цифровые изображения») и развитие фронт-офисной группы модулей МИС коммуникационного характера как для пациентов, так и для врачей. Эти группы в свою очередь станут фасилитаторами развития медицинских приложений интернета вещей как части коммуникационного процесса передачи данных на расстоянии. Следующие важные точки роста – это расширение возможностей интероперабельности электронной карты пациента и развитие адаптивности этого модуля к различным информационным системам. Отдельными направлениями развития станут активный рост кластера облачных решений МИС, а также становление единой концепции и стандартов системы защиты медицинских персональных данных.