В суде решается вопрос: кто виноват и что делать? Ошибка в приложении Тинькофф-банка привела к кофликту с клиентами

У клиентов Тинькофф-банка появился шанс на возврат денег, списанных за обогащение на валютных разницах. В течение марта ряд пользователей приложения сумели с выгодой провести обмен рублей на доллары с использованием фунтов благодаря ошибке в приложении. Выявив это, банк списал деньги с карт за «неосновательное обогащение». Но с некоторыми клиентами Тинькофф-банку не удалось доказать своё право на такие действия.

На границе февраля и марта клиентам Тинькофф-банка предлагался уникальный шанс по обмену рублей на фунты, а потом конвертации их в доллары, оказавшись в плюсе. Ошибка позволила приобрести валюту по низкой стоимости, а продать по высокой. Кое-кто смог заработать 10000—50000 долларов, примерно столько же выиграли в голд казино в джекпот играх. Богаче стало 265 клиентов, а банк потерял 7 миллионов долларов.

По заявлению банка, это «неосновательное обогащение», деньги были списаны с клиентов с большими минусами. Некоторые пользователи возмутились действиями банка и обратились за справедливостью в суды.

По пояснению представителей банка во время судебного разбирательства, в феврале 27 числа и в марте 1 и 11 числа вследствие ошибочных действий сотрудников неправильно рассчитывались кросс-курсы. Так, 11 марта при конвертации рубля в евро, а следом в доллар, долларовый курс оказался равен 122 рублям, что на 9% дешевле курса на бирже и на 10% занижено по сравнению с официальным курсом Центробанка в тот день.

Как отметили банковские служащие, клиентам удалось воспользоваться этими упущениями для многократного обмена валюты с последующим выводом денег. Один клиент получал выгоду 1,34% от объёма операции.

Банк «Тинькофф» объяснил блокировку клиентских счетов проведением гражданами операций, подпадающих под основания признания злоупотреблений условиями договора на обслуживание.

Спор «Тинькофф Банка» с пользователями, начавшись в середине марта, длится не один месяц. Сначала банком были заблокированы средства на счетах клиентов, которые успели воспользоваться выгодными курсами при обмене валют с промежуточной конвертацией в британский фунт. Потом банком были списаны с таких клиентских счетов денежные средства, а минусовые остатки на счетах достигли 29 миллионов руб.

Дотянув до апреля, отдельные клиенты направили в суды исковые заявления к банку, в которых требовали признать блокирование счетов незаконным и возвратить удержанные деньги. В то время банк собирался организовать встречные иски.

Два пермских клиента привлекли к работе ведущего юриста городской Общественной организации защиты прав потребителей В.Черепанова. Претензию составили на невысокую сумму до 500 тысяч руб., благодаря чему дело подлежало упрощенному рассмотрению у финуполномоченного, который принял сторону клиентов.

Споры о более высоких суммах — свыше 500 тыс. — рассматриваются в арбитраже. В обращении клиенты отметили, что это было предложение банка о продаже валюты по таким ценам. И на нем лежат риски предпринимательской деятельности без перекладывания их на потребителя.

Банк ссылается на ошибку, но финуполномоченный поддержал клиентов в риске банка и вине по всем списанным денежным средствам.

Представители банка отметили многократность переводов между валютами для личного неправомерного обогащения. И если «многократность» будет установлена в суде, это признают злоупотреблением, у клиентов не будет шанса выиграть спор.