Российское сыроделие, как и фермерство в целом, на протяжении своей истории переживало разные периоды – от полного упадка до успешной стабильности, выражающейся в росте промышленных масштабах производства. Подробнее об истории развития сыродельной отрасли и ее современном состоянии рассказало РИА «Новости».
Издание отмечает, что в развитии отечественного сельского хозяйства участвуют не только представители пищепрома, но также предприятия торговли, логистики и, конечно же, автомобильной промышленности. Без модернизации в последней отрасли невозможно было бы решить основную проблему российского пространства – тотального бездорожья.
К 1914 году производство сыра в России набрало обороты: так, в это время насчитывалось более 40 тысяч молочных кооперативов, продукция которых успешно шла на экспорт, хотя импорт все же преобладал. Война и беспорядки внутри страны сломили шаткую экономику, поэтому говорить о каком-либо развитии в ту эпоху нет смысла.
Индустриализация 1930-х годов произвела на свет легендарную технику Сталинского тракторного завода – СТЗ. Машины заменили на полях привычных волов. На дороги выехали грузовики Горьковского автомобильного – ГАЗ, встроившись на место телег с лошадьми. В 1932 году появилась всем известная «полуторка» или «ГАЗ-АА», грузоподъемность которого не превышала 1,5 тонны. Долгое время это считалось максимальной технической характеристикой. Крестьяне полюбили неприхотливый и простой в эксплуатации «трудягу-грузовичок», его использовали везде, где только возможно.
Сырье для качественного сыра – молоко – на протяжении десятков лет также успешно перевозили отечественные «нижегородцы» – грузовики, произведенные в 60-х годах – ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. Машины, грузоподъемностью в 3,5 тонны, появились в ответ на политику освоения целинных территорий в послевоенные годы. Горожане и сельчане по всей стране наблюдали их в виде молоковозов, оснащенных 4-тонными цистернами из нержавеющей стали. 30-е годы прошлого века можно смело назвать эпохой советского сыра, поскольку технологи научились производить дешевый, но качественный продукт «для народного потребления». Сейчас мы понимаем под сыром продукт, в который входит сычужный фермент животного происхождения, долго сохраняющийся и подходящий для транспортировки. Наибольшую популярность получили следующие наименования сыра: «Костромской», «Российский», «Пошехонский», «Советский», «Ярославский», «Угличский», «Волжский», «Московский», «Горный Алтай», плавленые сыры «Дружба» и «Волна».
Долгое время в советских колхозах для транспортировки широко использовалась продукция нижегородского завода – ГАЗ-51, полноприводные ГАЗ-63 и ГАЗ-66. При этом страна все также нуждалась в легких грузовиках, поскольку импорт не мог в полной мере удовлетворить потребительские нужды. Лишь в 11994 году производитель обновил «полуторку», трансформировав ее в ГАЗель. Машина нашла применение и в городской торговле, и в фермерстве, и на более крупных агропромышленных предприятиях. Во многом данный рост связан с развитием частного фермерства.
В 2013 году появилось новое поколение ГАЗелей. Появилась приставка NEXT, а также независимая подвеска, мощный дизельный двигатель. Годом позже начался выпуск «ГАЗон NEXT». Машина, способная поднять пять тонн, нашла множество приверженцев в сельском хозяйстве, как это было с ее предшественниками.
Многие ошибочно думают, что фермерские предприятия, включая сыроварное дело, не достаточно развиты на территории Российской Федерации, что ситуацию может изменить лишь возврат к повальному импортному продукту, как было до санкций 2014 года. Однако ставшие традиционными сырные фестивали в столице России и ее окрестностях говорят другое: отечественный производитель выпускает до 547 тонн качественного молочного продукта, что гораздо выше показателей 2013 года.